Здравствуйте. Я не вполне уверена, что у меня получится. но все же хотела бы хоть как-то выразить свою благодарность. Наверное, это подходящее слово.
Я благодарю Вас за грустную и правдивую историю Эрика и Камиллы. За то, что они теперь всегда со мной, что я узнаю их в разных обличьях, в разных временах - их, все тех же... Это даже хорошо, что история не закончена, хотя я предполагаю, какая развязка может быть у этого сюжета. Сюжет имеет свой конец, но история не заканчивается, вот что самое удивительное.
Впрочем, нет, самое удивительное, что жизнь, проистекающая сама собой, вполне отзывается иногда на то, что возникает в воображении, догоняет из прошлого.
Здесь немноголюдно, но вижу, что автор заглядывает иногда. Я хочу Вам подарить, рассказать... хотя, возможно, вы уже слышали о музыканте, который играет ровно так, как мог бы играть Эрик. Если бы все сложилось немного иначе в его жизни.
В принципе, можно сказать, что этот человек выбрался из своего подвала. Случай был благосклонен к нему и мне нравится думать, что тут сработали неведомые силы, есть какая-то связь с судьбой Эрика... Зовут музыканта Люка Дебарг. Молодой, очень высокий, невероятно тощий, пальцы такие длинные, что могут обхватить чью-нибудь шейку не один раз. Простите, это уже не про него. :) Одарен он невероятно, но судьба совсем не улыбалась ему довольно долго. Сейчас он знаменит, хотя это ничего не значит по его счету, но все же он живет тем, чем должен жить - музыкой.
И он поразительно похож на вашего Эрика. Внутренне.
Вот его слова по некоторым поводам, ровно тоже мог бы сказать Эрик.
"Корр.: Можно было и услышать, и прочитать многое о вашем музыкальном пути: что вы начали относительно поздно, что вы были самоучкой, что вы в состоянии сыграть по слуху сонату Прокофьева, не видя нот, что вы не подходили к фортепиано целых три года, начиная с 16 лет...
ЛД.: Да, все это правда, но всё это неважно.
...И даже когда я забросил фортепиано, музыка всегда со мной оставалась. Она всегда была у меня в душе. Она никогда из меня не исчезала, начиная с того дня, в моих 9 или 10 лет, когда я в первый раз услышал медленную часть 21-го концерта Моцарта.
Вы не можете себе представить, что я в тот момент почувствовал. Как если бы мне было 250 лет, 1000 лет или я только что родился. Это было внезапное ощущение вечности, знания, понимания природы вещей. Понимания того, о чем эта музыка говорит, как она говорит о любви, о рае, как она говорит о величайшей печали, невероятной тоске.
...Я бы даже пошел еще дальше, говоря, что это больше, чем музыка. Поскольку можно создать себе идею музыки как прекрасной драгоценности, чего-то, что кладут в коробочку, что можно подарить, что может быть украдено и т.д. Но настоящая музыка внутри. Её можно подарить, но нельзя украсть, и ещё меньше запереть".
"У меня часто бывало так в отношении фортепиано, что я терялся, опускал руки, начинал думать, что жить с музыкой внутри невозможно".
"...надо дать говорить естеству. Я помню, что нам говорил профессор философии, цитируя Аристотеля: "В чем больше насилия - в том, чтобы дать вещи упасть на землю, или в том, чтобы поймать её рукой?" Очевидно, что мы испытываем искушение сказать, что хотя бы из опасения шума и поломки этой вещи, больше насилия будет в том, чтобы уронить. Но это обратная сторона насилия. Когда что-то падает, то это совершенно естественно, это сила гравитации.
В музыке что-то похожее. Надо себя отпустить. Не пытаться ухватиться или уцепиться за что-то. Конечно, есть гигантская работа: это целые дни у фортепиано, с нотами, чтобы изучить каждую нотку, малейшую паузу, малейший нюанс. Надо дать музыке войти в тело, мозг и мускулы.
А после того как все это сделано, надо прыгнуть. Без парашюта, без ничего, голым. И молиться о том, чтобы музыка подхватила."
"Мое главное искушение — это уныние. Я часто чувствую отчаяние, и остаться в нем — действительно большое искушение.
— Музыка вам не помогает?
— Нет, потому что музыку нельзя использовать. Она так не работает".
Одно простое сочинение Чайковского, донельзя затасканное - "Сентиментальный вальс. Он сыграл так, что душа сжалась... И сказал не хуже: "...блефовать в таком сочинении нельзя. Вот я и стараюсь ухватить самую суть: застенчивую, завуалированную мольбу на фоне легкого вальса, которому не суждено развернуться в танец вдвоем".
Послушайте.
https://www.youtube.com/watch?v=Jn0zsaG39gI Спасибо.