Суббота, 5 января
01.40 - телеканал
Петербург ПРИЗРАК ОПЕРЫ (The Phantom of the Opera) США. 1989. 93 минуты. Цветной. Язык оригинала: Английский.
Мистическая музыкальная хоррор-драма по мотивам одноименного pомана
Гастона Леpу, легшего в основу легендарного мюзикла
Эндрю Ллойда Уэббера.
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Потрясающе (7 из 7)
Финальный занавес вот-вот падет.
Только Любовь и Музыка длятся вечно.
Роберт Энглунд, бывший Фредди. Теперь он... Призрак Оперы! Совершенно новый кошмар!
"Молитесь за тех, кто душу свою бессмертную отдал Сатане... Ибо каждый из них осужден снова переживать свою проклятую жизнь... вечно на все времена".
- Святой Иоанн Витий Руэнский, написано в день его казни 7 марта 1544 года. От оригинального романа очередной раз остались "рожки да ножки" - сюжет "вывернут наизнанку" и сплавлен с фаустовскими мотивами. Но тем не менее, фильм безусловно является одним из шедевров своего жанра! Итак, молодая американская певица Кристин Дэй исполняет на кастинге ариетту из оперы "Торжествующий Дон-Жуан" забытого английского композитора Эрика Дестлера. И вместе с чарующей музыкой к девушке возвращается ее прошлая жизнь, в которой она была американской стажеркой в Лондонской опере и которая была тесно связана с таинственным и жутким Призраком Оперы.
Производство -
Менахем Голан в ассоциации с
"Бретон Филм Продакшнс, Лтд." при участии
"Ди Джи Продакшнс, Инк." (Нью-Йорк).
Заказчик -
"Твенти Фёст Сенчери Филм Корпорейшн".
Права -
"Твенти Фёст Сенчери Филм Корпорейшн Эн-ви".
Дизайн титров -
Уэнден Кэй Болдуин.
Постановка трюков -
Тамаш Пинтер.
Трюковой дублер Роберта Энглунда -
Дьёрдь Кивеш.
Пиротехник -
Ференц Хабетлер.
Специальные эффекты на площадке -
Майкл Дик.
Гримэффекты - студия
"Кевин Ягер Продакшнс, Инк.": супервайзер -
Кевин Ягер.
Дополнительные пластические гримэффекты - студия
"Мэджикал Медиа Индастриз, Инк.": супервайзер -
Джон Бюхлер.
Грим -
Гордон Кэй.
Костюмы -
Джон Блумфилд.
Художник -
Тивадар Берталан.
Оператор -
Эльмер Рагальи.
Оператор (Нью-Йорк) -
Питер Коллистер.
Монтаж -
Чарльз Борнштейн.
Композитор и дирижер -
Миша Сигал.
Ариетта
"Прекрасная": музыка -
Миша Сигал, текст -
Гарриет Шок, исполнение -
Нэнси Фонтана (без указания в титрах).
Увертюра из оперы
"Фауст": музыка -
Шарль Гуно, исполнение -
симфонический оркестр Баварского радио, дирижер -
сэр Колин Дэвис.
Сцена
"Фауст вызывает Мефистофеля" из оперы
"Фауст": музыка -
Шарль Гуно, либретто -
Жюль Барбье и
Мишель Карре (по первой части одноименной трагедии
Йоганна Вольфганга Гёте), исполнение -
симфонический оркестр Баварского радио,
Евгений Нестеренко (Мефистофель) и
Франциско Араиза (Фауст).
"Баллада о Фульском короле" из оперы
"Фауст": музыка -
Шарль Гуно, либретто -
Жюль Барбье и
Мишель Карре (по первой части одноименной трагедии
Йоганна Вольфганга Гёте), исполнение -
симфонический оркестр Баварского радио и
Стефани Лоуренс (Маргарита).
"Ария о бриллиантах" из оперы
"Фауст": музыка -
Шарль Гуно, либретто -
Жюль Барбье и
Мишель Карре (по первой части одноименной трагедии
Йоганна Вольфганга Гёте), исполнение -
симфонический оркестр Баварского радио и
Нэнси Фонтана (Маргарита - без указания в титрах).
Музыкальная тема
"Салонные разговоры": музыка -
Уильям Эшфорд (без указания в титрах).
Режиссер оперных сцен -
Андраш Майко.
Хореограф -
Дьёрдь Гааль.
Музыкальный руководитель -
Гэйлон Хортон.
Музыкальный руководитель для
"Твенти Фёст Сенчери" -
Уильям Эшфорд.
Исполнительный продюсер -
Менахем Голан.
Продюсер -
Гарри Алан Тауэрс.
Сценарист -
Дюк Сандефур (на основе сценария
Джерри О'Хары).
Режиссер -
Дуайт Эйч Литтл.
В главной роли -
Роберт Энглунд (Призрак).
В ролях:
Джилл Скёлен (Кристин Дэй),
Алекс Хайд-Уайт (Ричард Даттон),
Билл Найи (Мартин Бартон), а также
Теренс Харви (инспектор Хоукинг) и
Стефани Лоуренс (Карлотта).
В фильме также снимались:
Нейтан Льюис (констебль Дэвис),
Питеp Клэпам (критик Харрисон),
Молли Шеннон (Мег в Нью-Йорке),
Эмма Роусон (Мег в Лондоне),
Марк Райан (Мотт),
Йегуда Эфpоний (крысолов),
Теpенс Бисли (Джозеф).
Награды Премия
"Брит" (Великобритания) за саундтрек.
Интересные факты Роль Призрака в этой киноверсии стала лучшей
(после неподражаемого Фредди Крюгера) ролью американского актера, звезды хоррор-фильмов, а также мюзикла
"Годспелл" Роберта Энглунда, находившегося в то время на пике своей актерской славы.
Роль Кристин стала безусловно лучшей ролью американской актрисы, звезды хоррор-фильмов с, увы, незадавшейся кинокарьерой
Джилл Скёлен.
Роль Рауля (которого в этой версии зовут Ричард Даттон) очень интересно сыграл вообще-то не хватающий с неба особых звезд актер
Алекс Хайд-Уайт, сын известного британского актера
Уилфрида Хайд-Уайта.
Обратите также внимание на блистательную актерскую работу эксцентричного британского комика
Билла Найи (Мартин Бартон, совладелец Оперы).
Роль дивы Ла Карлотты стала 4-й и последней в несостоявшейся кинокарьере звезды мюзикла
"Кровные братья" Стефани Лоуренс.
Кроме того, в роли грабителя Мотта вы имеете возможность увидеть редко снимающегося культового британского актера, певца, танцора и писателя
Марка Райана, звезды нескольких Вест-Эндских мюзиклов (в том числе
"Эвиты" Эндрю Ллойда Уэббера).
Вокальную партию Кристин (без указания в титрах) исполнила певица
Нэнси Фонтана.
Это первый фильм о Призраке Оперы, демонстрировавшийся в российском кинопрокате (вторым был провальный итало-венгерский фильм 1998 года в постановке
Дарио Ардженто, а третьим и последним - фильм
Джоэла Шумахера).
Это первый фильм о Призраке Оперы, вышедший после грандиозного сценического триумфа мюзикла
Эндрю Ллойда Уэббера.
В начальных титрах фильма имя
Гастона Леру вынесено перед заглавием:
21st Century Film Corporation presents - a
Menahem Golan production -
Robert Englund in -
Gaston Leroux's -
"The Phantom of the Opera" Это было сделано, чтобы сразу подчеркнуть тот факт, что фильм не имеет отношения к популярному мюзиклу, несмотря на то что по сюжету эта киноверсия - едва ли не самая далекая от оригинального романа.
Из тех же соображений в финальных титрах фильма была сделана специальная правовая оговорка:
"Этот фильм никак не связан ни с каким спектаклем или кинофильмом с тем же названием".
И тем не менее когда фильм вышел в российский кинопрокат, некоторые наши печатные издания умудрились заявить буквально следующее:
"Да, да - это экранизация "оперы ужасов" Эндрю Ллойда Уэббера!" Это один из последних фильмов, в начальных титрах которого после имени главной звезды стоит предлог
in:
Robert Englund in - "The Phantom of the Opera".
Это первый и пока единственный фильм о Призраке Оперы, где отсутствует фирменная сюжетная "фишка" - падение люстры. Вообще-то, в первоначальном варианте сценария, написанном
Джерри О'Харой, эта сцена имелась. Одна из причин, по которым от этой сцены пришлось отказаться, - элементарная нехватка средств у независимого продюсера
Менахема Голана. Был специально нанят
Дюк Сандефур, который переписал весь сценарий, исключив эту сцену.
Как и в "оскароносной" киноверсии
Артура Любина 1943 года, у Призрака появилась фамилия - на сей раз его зовут
Эрик Дестлер.
В киноэнциклопедии
Дэвида Паркинсона говорится, что съемки этого фильма проходили в Будапештском оперном театре, однако эта информация ошибочна.
На самом деле "в роли" Лондонской оперы в фильме выступил
театр Йожефа Катоны в Кечкемете, Венгрия.
Кечкеметский театр Йожефа Катоны уже второй раз "снялся" в фильме о Призраке Оперы: первым был американский телевизионный фильм
"Призрак Оперы" (1982) режиссера Роберта Марковича.
Венгерские художник
Тивадар Берталан и оперный актер и режиссер
Андраш Мико принимали участие в обеих этих экранизациях: Тивадар Берталан в обоих фильмах был художником-постановщиком, а Андраш Мико в фильме Роберта Марковича был актером, игравшим роль Балаша, а в фильме Дуайта Эйча Литтла - постановщиком оперных сцен.
Съемки фильма проходили также в Лондоне, Будапеште и Нью-Йорке.
К фильму планировался сиквел под названием
"Призрак Нью-Йорка", но, как и в случае с фильмом Артура Любина 1943 года, дальше планов дело не пошло.
Трейлер-кадр, запечатленный на постере (Призрак снимает с изуродованного лица маску черепа), в фильме отсутствует.
Музыка
Миши Сигала (особенно ариетта
"Прекрасный") нравится даже тем, кто сам фильм терпеть не может.
Ариетту
"Прекрасная" очень неплохо исполнял эстрадный певец
Сергей Пенкин. Она даже выходила на его компакт-дисках - под "пиратским" названием
"Триумф Дон-Жуана".
Помимо слогана, реминисценции к
"Кошмарам на улице Вязов" можно найти в названиях композиций саундтрека: одна из них называется
"Фредди в Опере" и еще одна -
"Вторженец из Спрингвуда" (Спрингвуд - городок, в котором происходит действие
"Кошмаров на улице Вязов").
Критики назвали этот фильм
"Кошмар Оперы" (A Nightmare of the Opera).
Единственная отсылка к мюзиклу
Эндрю Ллойда Уэббера - название еще одной композиции саундтрека, представляющее собой очень удачный каламбур:
"Музыка ножей" (The Music of the Knife).
!!! ВНИМАНИЕ - ДАЛЕЕ СЛЕДУЮТ СПОЙЛЕРЫ !!! Это первый и единственный фильм о Призраке Оперы, где Призрак убивает-таки своего ненавистного соперника Ричарда, жениха Кристин.
Вообще, в этом фильме Призрак собственноручно совершает рекордное количество убийств - 10 человек! Помимо традиционного монтировщика Джозефа (подразумевается Жозеф Буке), Эрик Дестлер убивает двух полицейских, трех грабителей, одного крысолова, одного критика Харрисона, одну Карлотту и еще одного Ричарда!
Роберт Энглунд, который знает и любит оригинальную историю Призрака Оперы, был против такой сугубо "ужастиковой" трактовки сюжета и неоднократно предпринимал попытки настоять на изменении сценария с целью приблизить образ Призрака к герою романа. Но эти попытки не нашли поддержки у продюсера
Менахема Голана, которого вполне устраивал образ демонического злодея. Тем не менее, в некоторых моментах актеру удалось частично намеками, а частично и вовсе подтекстом показать изначально светлую, возвышенную суть своего героя.
Это первый и единственный фильм о Призраке Оперы, в котором присутствует явная мистика.
Это первый и единственный фильм о Призраке Оперы, в котором изуродованный Призрак не носит маску (фильм
Дарио Ардженто 1998 года не в счет, так как там Призрак в исполнении
Джулиана Сэндса внешне не уродлив).
Вместо маски в этой версии Призрак наносит на изуродованное лицо сложный грим, используя при этом стеклянный носовой протез и куски кожи, которые он сдирает со своих жертв.
Эпизоды, в которых Призрак накладывает и снимает свой грим, стали настоящим
tour de force мастера гримэффектов
Кевина Ягера, уже работавшего с Робертом Энглундом во 2-м, 3-м и 4-м фильмах легендарного хоррор-киносериала
"Кошмар на улице Вязов".
Когда Призрак появляется на экране в полном гриме, на лице актера Роберта Энглунда наложено три слоя грима: грим изуродованного лица Призрака, поверх которого наложен пластический грим (носовой протез и куски кожи), поверх которого наложен слой косметического грима.
Вообще, спецэффекты в фильме были сделаны столь искусно, что создателям пришлось удалить или сократить ряд сцен, чтобы получить более мягкий прокатный рейтинг:
сцена, в которой Призрак сдирает кожу с убитого монтировщика Джозефа, - удалена;
сцена, в которой Призрак расправляется с тремя напавшими на него грабителями, - слегка сокращена;
сцена, в которой Призрак убивает критика Харрисона, - сильно сокращена и изменена;
сцена, в которой Призрак убивает Карлотту, - удалена.
Интересные цитаты, реминисценции и совпадения В оригинальном романе Призрак утверждал,
"что у него нет ни имени, ни родины и что имя Эрик он выбрал случайно". Тем не менее, Кристин интересовалась у него, не намекает ли имя Эрик на скандинавское происхождение. Так вот: исполнитель роли Призрака
Роберт Энглунд по происхождению - швед.
Кристин в фильме не шведка (как в романе), а американка. Тем не менее, исполнительница роли Кристин
Джилл Скёлен также имеет скандинавские корни.
Это первый и единственный фильм о Призраке Оперы, в котором фигурирует стеклянный носовой протез - прозрачная, простите за невольный каламбур, отсылка к оригинальному роману Гастона Леру.
В начале фильма, когда камера показывает длинную очередь певиц, пришедших на кастинг, в афишном окне виден постер популярного мюзикла
"Отверженные".